Версия для слабовидящих

Персональные страницы педагогов  ⇒  Персональная страница педагога-психолога Поляковой Татьяны Михайловны  ⇒  Статьи и рекомендации

Статьи и рекомендации

Влияние семьи на развитие ребёнка

Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания. Он определяет очень многое в жизни ребёнка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Благополучию ребёнка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая даёт чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребёнка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Отношения в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребёнка:

  • Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребёнка. Она даёт ребёнку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
  • Родители являются источником необходимого опыта. Дети учатся у них определённым способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребёнка, поощряя или осуждая определённый тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действия ребёнка.
  • Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребёнка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
  • Морально-психологический климат семьи – это школа отношений с людьми.

Основные типы детско-родительских отношений

Авторитетный тип

В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребёнка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчёт.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • ребёнок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинять родительской воле;
  • у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребёнка;
  • ребёнок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.

К дальнейшем это может привести к тому, что ребёнок:

- при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьёй;

- вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитетной системы: секты, политические партии, криминальные компании, в которой он будет так же послушен и управляем;

- став взрослым, либо сам приобретает весьма авторитетный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

Гиперопекающий тип

Ребёнок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребёнок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живёт в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребёнка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;
  • они ощущают себя «сделавшими всё для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
  • до начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребёнок ощущает себя защищённым.

В дальнейшем это может привести к тому, что:

- ребёнок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье;

- он станет инфантильно-потребительски относиться к миру;

- будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадёт;

- ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии все же настигнут его в реальной жизни.

Гипоопекающий тип

Родители мало интересуются ребёнком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребёнка, а в частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребёнок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребёнка;
  • ребёнок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.

Однако в дальнейшем:

- отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребёнка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других;

- отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребёнка нет твёрдой опоры, чувства защищённости.

Демократический тип

Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определённых традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребёнок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает тёплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребёнком;
  • отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета априори;
  • родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придётся осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребёнку за его собственную жизнь.

Однако в дальнейшем ребёнок:

- вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;

- осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;

- приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.

Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания. Он определяет очень многое в жизни ребёнка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Благополучию ребёнка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая даёт чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребёнка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Отношения в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребёнка:

  • Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребёнка. Она даёт ребёнку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
  • Родители являются источником необходимого опыта. Дети учатся у них определённым способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребёнка, поощряя или осуждая определённый тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действия ребёнка.
  • Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребёнка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
  • Морально-психологический климат семьи – это школа отношений с людьми.

Основные типы детско-родительских отношений

Авторитетный тип

В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребёнка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчёт.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • ребёнок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинять родительской воле;
  • у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребёнка;
  • ребёнок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.

К дальнейшем это может привести к тому, что ребёнок:

- при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьёй;

- вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитетной системы: секты, политические партии, криминальные компании, в которой он будет так же послушен и управляем;

- став взрослым, либо сам приобретает весьма авторитетный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

Гиперопекающий тип

Ребёнок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребёнок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живёт в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребёнка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;
  • они ощущают себя «сделавшими всё для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
  • до начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребёнок ощущает себя защищённым.

В дальнейшем это может привести к тому, что:

- ребёнок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье;

- он станет инфантильно-потребительски относиться к миру;

- будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадёт;

- ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии все же настигнут его в реальной жизни.

Гипоопекающий тип

Родители мало интересуются ребёнком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребёнка, а в частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребёнок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребёнка;
  • ребёнок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.

Однако в дальнейшем:

- отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребёнка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других;

- отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребёнка нет твёрдой опоры, чувства защищённости.

Демократический тип

Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определённых традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребёнок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает тёплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребёнком;
  • отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета априори;
  • родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придётся осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребёнку за его собственную жизнь.

Однако в дальнейшем ребёнок:

- вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;

- осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;

- приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.