Версия для слабовидящих

Персональные страницы педагогов  ⇒  Персональная страница музыкального руководителя  ⇒  Статьи и рекомендации

Статьи и рекомендации

Расширение кругозора детей дошкольного возраста средствами приобщения их к музыкальной культуре

Нужно ли сегодня кого-нибудь убеждать в том, что музыка является неотъемлемой составной частью духовного богатства общества? Ее идейно-эстетическое и воспитательное влияние на человека огромно.

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство — источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном “творческом продукте” через музицирование, рисование, словотворчество.

В.А. Сухомлинский писал: “Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки....”

Ребёнок естественен в своём стремлении жить в мире красок, звуков, различных форм. Этот мир является неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. Что же станет его путеводной звездой в этом мире, что привлечёт и поведёт малыша за собой, из какого родника он будет черпать силы? Безусловно - это красота самого мира

Мы все в будущем хотим видеть наших детей творческими, духовно богатыми, культурно образованными людьми с развитым эстетическим вкусом. Своим отношением к искусству - увлеченностью или безразличием - окружающие взрослые оказывают большое влияние на формирование основ ценностных ориентацией детей. Эстетическое развитие ребенка будет гораздо гармоничнее, если рядом окажется тот, кто сам глубоко увлечен изобразительным искусством, музыкой, театром, кто видит и чувствует красоту окружающего мира, природы, человеческих взаимоотношений.

Всё чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру, о воспитании в ребёнке способности ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры. Но в реальной жизни – в детском саду и в семье дети не в полной мере знакомятся с настоящей классической музыкой. Мало какие семьи дома слушают классическую музыку, как правило, дети слушают лишь современную, эстрадную музыку. Вот почему уже в дошкольном возрасте детей необходимо приобщать к шедеврам музыкального искусства. Давая слушать детям классическую музыку мы формируем основы музыкальной культуры. Всё это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития ребёнка, расширения его кругозора, нравственно-эстетического становления личности.

Дошкольный возраст очень важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Чем раньше ребёнок получит возможность познакомиться с классической музыкой, тем более успешным станет его общее развитие.

Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Слушая народную и классическую музыку, ребёнок осваивает бесценный культурный опыт поколений.

Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребёнка. Восприятие музыки способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного. Для этого мы используем контрастные музыкальные произведения (марш-танец-колыбельная).

Благодаря беседе о музыке, дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Так дети узнают, что композитор – это человек, который сочиняет музыку, вальс – это танец, наездник – это человек, скачущий верхом на лошади, шарманка – это старинный музыкальный инструмент и т.д.

Детский запас слов обогащается новыми словами, выражениями, характеризующими настроение, характер, чувства, переданные в музыке. Они пополняют словарный запас и новыми музыкальными терминами: темп, длительность, вступление, запев, припев, пауза и т.д.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребёнка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Чем раньше ребёнок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики и народной музыки, тем шире его кругозор, тем более успешным становится его развитие. Если эстетическое сознание ребёнка обогащается с помощью музыки, то это не пройдёт бесследно для его духовного становления.

Огромную роль слушания музыки в развитии музыкального восприятия, кругозора и вкуса детей признавал Н. А. Метлов. Он подчёркивал необходимость систематического слушания музыки, требовал исполнять музыкальные произведения детям на каждом занятии, использовать для этого свободные минуты вечерних часов, организовывать для ребят специальные концерты. Автор считал, что музыкальные произведения для детей должны быть «...высокохудожественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям…».

В результате общения с музыкой, ребенку передаются её настроения и чувства: радость, грусть, тревога и сожаление, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность. Именно музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка - актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. Не подлежит сомнению, что большое значение для развития и формирования мышления со дня рождения и в течении всей жизни, расширения кругозора детей имеет общение с музыкой, в первую очередь классической.