Версия для слабовидящих

Персональные страницы педагогов  ⇒  Персональная страница музыкального руководителя  ⇒  Статьи и рекомендации

Статьи и рекомендации

Роль музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка

Нашим детям в недалеком будущем предстоит вступить в самостоятельную жизнь. Им совершенствовать, развивать науку, технику, экономику, культуру. Трудно представить, угадать, кем они станут, но какими они должны быть - забота сегодняшнего дня. Вот почему, наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая, прежде всего, проявляется в том, чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи мог применить свои умения в повседневной жизни.

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них музыкальная. В свободное от занятий время дети самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры "Повтори", "Вспомни мелодию" развивают чувство ритма, учат точно воспроизвести мелодию, ритмический рисунок песни.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируется необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходилось наблюдать, как дети играют в "концерт". Ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями, становится более собранным, серьезным, внимательным к своему "номеру". В игре редко отмечаются ошибки, срывы.