Версия для слабовидящих

Персональные страницы педагогов  ⇒  Персональная страница музыкального руководителя Синяткиной Марины Николаевны  ⇒  Статьи и рекомендации

Статьи и рекомендации

Музыкальная работа и руководство ею в дошкольном учреждении

Главная задача музыкального воспитания на этапе дошкольного детства, имея в виду прежде всего самый общий план психологического развития ребёнка, то это задача развития его эмоциональной сферы.

Решая огромный объём задач художественного и общего развития детей, музыкальный руководитель является уникальным, единственным в своём роде специалистом в дошкольном воспитании.

Известно, что музыкальное образование – самое трудоёмкое и длительное по количеству лет. Для того, чтобы получить даже среднее специальное образование, надо учиться 11 лет (7 лет-музыкальная школа и 4 года - училище), высшее-16 лет. Это - беспрецедентно со сложностью музыки как вида искусства и, соответственно, с необходимостью формирования столь же сложной системы музыкальных способностей и исполнительских навыков у будущего педагога, а затем с его помощью – у его воспитанников.

Не анализируя подробно систему музыкальности и закономерности её развития, которые являются объектом изучения для профессиональных музыкантов, обозначу только основные моменты, чтобы подчеркнуть трудность задач, стоящих перед музыкальным руководителем.

Система музыкальности представляет собой сложное образование и состоит из многих музыкальных способностей. Каждая музыкальная способность, входящая в эту систему, также представляет собой многокомпонентную структуру.

Система музыкальности развивается не сразу как целостное образование, а покомпонентное, от простых всё к более сложным составляющим. Существуют общие возрастные закономерности её становления и огромный разброс индивидуальных различий между детьми. И то ,и другое должен знать и учитывать в своей практической работе музыкальный руководитель.

Средневозрастные значения развития той или иной способности характеризует большинство детей группы детского сада, и педагоги, в основном, ориентируются на них. Однако известно, что индивидуальные показатели музыкального развития детей иногда значительно превосходят средневозрастные или оказываются более низкими. Выявление не только отстающих, но и музыкально одарённых детей, которых нельзя упустить, является специальной и очень важной задачей педагогов, работающих с дошколятами в системе общего образования, охватывающей самую большую массу детей.

Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности. Традиционно в детском саду было и остаётся пять основных видов музыкальной деятельности, которые назывались выше. Их становление связано не только с развитием у детей собственно музыкальных способностей, но и приобретением необходимых навыков и умений, специфичных для каждого вида деятельности. Логикой их формирования тоже должен владеть музыкальный руководитель.