Версия для слабовидящих

Персональные страницы педагогов  ⇒  Персональная страница музыкального руководителя  ⇒  Статьи и рекомендации

Статьи и рекомендации

О праздниках в детском саду

Одним из самых больных вопросов музыкального воспитания и руководства музыкальной работой остается вопрос о праздниках в детском саду. Праздники, приносящие радость детям, конечно, очень нужны, но проводить их друг за другом в большом количестве, подчиняя детей подготовке к ним, всю работу по музыкальному развитию, абсурдно. Такая практика, существовавшая многие годы и, к сожалению, существующая до сих пор, «увела» из детских садов многих музыкальных руководителей, которые работали творчески и не хотели мириться с этой традицией.

По внешнему блеску праздников часто судят о качестве работы музыкального руководителя, что приводит к серьезным ошибкам, провоцирует ориентацию всей музыкальной работы на те же праздники. Главным критерием качества музыкальной работы является возрастающий из года в год уровень музыкального развития детей и, конечно же, отношение их к музыке и музыкальным занятиям.

Этот уровень выявляется в процессе проводимых музыкальным руководителем циклов индивидуальных диагностических обследований детей и наблюдение за ними на занятиях.

Диагностика музыкальных способностей – один из самых необходимых и продуктивных разделов работы музыкального руководителя детского сада. На диагностических занятиях у ребенка определяются уровни развития каждой из музыкальных способностей, что позволяет выявить качественное своеобразие его системы музыкальности, сильные и слабые ее звенья, и грамотно построить работу по гармонизации этой системы.

Анализ полученных данных позволяет значительно быстрее и точнее, чем в процессе обычных занятий, изучить группу детей, составить ее «портрет», а также выявить степень продвижения детей этой группы в конце каждого года.

Кроме того, диагностика помогает выявить «показатели достижений», т.е. показатели продвинутости каждого ребенка и группы в целом в том или ином виде музыкальной деятельности. Это позволяет музыкальному руководителю проанализировать результаты его собственной работы и наметить необходимые линии ее коррекции. Данные диагностики оцениваются только самим педагогом с учетом возрастных закономерностей развития способностей. Так, например, интонирование мелодии голосом, которое служит одним из показателей развития звуковысотного слуха, проходит в дошкольном детстве ряд этапов: от чистого интонирования одного-двух звуков песни у большинства детей четвертого года жизни до чистого интонировании мелодии в целом у многих детей седьмого года. И если дети младшей и средней групп поют песню пока не очень чисто, но достигают до средневозрастного уровня развития интонирования, это закономерно и говорит о хорошей работе музыкального руководителя.

Возвращаясь к праздникам в детском саду, следует сказать, что в результате многочисленных дискуссий, решений «сверху» и предложений практики было установлено проведение трех праздников в год. Они известны: Осенний праздник урожая, Новый год, 8-е Марта. Что касается выпуска в школу, то без него в детском саду, конечно же, нельзя обойтись.

Однако реально, чаще всего по инициативе руководителей, которые, по-видимому, считают, что музыканты работают с недогрузкой, проводится гораздо больше праздников и, как правило, в форме концертов детей для взрослых. Иногда за 9 месяцев проводится 12 и более праздников. В их числе, помимо названных выше, День знаний, День города, Рождество, День защитника Отечества, Пасха, День Победы, День защиты детей, Летний и др. В результате вся работа по музыкальному развитию детей сводится к подготовке к праздникам.

Между тем, если в саду хотят отметить какой-то торжественный день, совсем не обязательно готовить детей к выступлению перед какой-либо аудиторией. Праздники в детском саду могут проводиться в самых разных формах. Кроме традиционных концерта или музыкального спектакля детей для взрослых или для других детей, можно организовать концерт взрослых для детей; концерт бывших воспитанников детского сада, которые учатся в музыкальной школе; интегрированное тематическое занятие; занятие-концерт, посвященное знакомству с каким-либо инструментом симфонического оркестра; занятие-концерт с использованием видео- и аудиозаписей, на котором дети услышат музыку великого композитора, и т.д.